Творчество Педро Кальдерона




Мы вступаем в волшебный мир поэтических творений Кальдерона. Здесь температура повышенная, как в парнике или в знойной стране, здесь воздух пропитан духом страстных цветов, и у всех предметов, составляющих это царство, необычные очертания. Кто желает, пусть войдет в этот сад. К. Бальмонт Представляя в начале XX в.свои переводы с Кальдерона, известный российский поэт и знаток западноевропейских литератур Константин Бальмонт сравнивал его творческое наследие с удивительным садом. Что ж, попробуем и мы войти в цветущий сад высокопарной, волшебной поэзии Кальдерона.

Испанский драматургия эпохи барокко обогатила мировой театр именами Лопе де Веги, Аларкона, Тирсо де Молины, Кальдерона. В то же время эпоха барокко в испанском театре – это время ожесточенной борьбы, которая велась между драматургами и идеологами испанской контрреформации за само существование театрального искусства. Творчество Кальдерона, которого немецкие романтики называли «поэтом чести», стала завершающей вехой этой драматической борьбы и золотой эпохи испанского театра.

В произведениях Кальдерона – много образных заимствований из Библии, античной мифологии и античной литературы; у них есть намеки на его литературных современников, обыгрываются сюжетные ситуации из их произведений.

В пьесах Кальдерона нарушаются сложные философские вопросы о жизни и смерти, о сущности человеческого бытия и нормы общественного поведения, о христианских ценностях, их нравственный смысл и роль в жизни человека. Тематика драм Кальдерона.Пьесы Кальдерона делят обычно на три тематические группы . Первая – комедии, написанные преимущественно на темы любви: «С любовью не шутят» (1627), «Дама-невидимка» (1629), «Сам у себя под стражей» (1635) и др. Комедии Кальдерона присуща динамическая и запутанная интрига, основу которой составляет история любви; герои – из дворянской среды; обязательна твердая моральная установка.

Вторая группа пьес Кальдерона

Вторая группа пьес Кальдерона – драмы чести (так называется-22 ли распространены в испанской драматургии XVI-XVII вв. Пьесы, – в которых затрагивались проблемы дворянской чести): «Врач своей чести» (1633-1635), «За тайную образа – тайная месть »(1635),« Саламейский алькальд »(1642-1644),« Художник своего позора »(1648). В основе «драмы чести» лежат три основных понятия, которые характеризовали испанца того времени: религия, честь и любовь. Конфликт этих драм чаще всего связан с тем, что герой или отступает от моральных принципов, или должен соблюдать их любой ценой (даже ценой собственной жизни). Честь в испанской драме играет почти ту же роль, что и рок в античной трагедии.

Творческое наследие Кальдерона

Важнейшее место в творческом наследии Кальдерона принадлежит его морально-философским, религиозным драмам: «Стойкий принц» (1628), «Поклонение кресту» (1630- 1632), «Чудодейственный маг” (1637), «Чистилище святого Патрика» (1643), «Жизнь – это сон» (1632-1635). В этих драмах нашли воплощение и далеко не однозначную интерпретацию основные идейные ценности и религиозно-философские проблемы эпохи контрреформации и барокко, отразились сомнения, духовные поиски, сокровенные мысли, страстные чувства, волновавшие Кальдерона и его современников.

Морально-философские драмы Кальдерона освещают фундаментальные основы бытия, нарушают проблемы человеческой судьбы, свободы воли, причины человеческого страдания.Действие этих пьес чаще отнесено в дальние страны (Польшу, Московию, Ирландию), но их исторический и местный колорит является условным, поскольку речь идет о проблемах, актуальных для любого общества на любом историческом отрезке времени.

Значение творчества Кальдерона.

Творчество Кальдерона считается последней, завершающей звеном в истории испанской классической драмы и наивысший взлет драматургии европейского барокко в целом. Можно утверждать, что для театра европейского барокко Кальдерон стал тем, кем был для театра предыдущей эпохи Возрождения Шекспир. Драматургия Кальдерона, как и драматургия Шекс-пира, переросла хронологические границы своей эпохи, найдя свое продолжение в интерпретациях его мотивов, образов и сюжетов, к которым прибегали драматурги следующих историко-литературных эпох. В XVIII в. Кальдерона вдруг «открыл» просветительский театр Германии, в частности Гете, который ставил его пьесы в Веймаре. С начала XIX в.творчество Кальдерона получила международное признание, а сам он стал классиком европейской литературы и, по словам Пушкина, рядом с Шекспиром и Расином находится «на высоте недосягаемой», а его «произведения составляют постоянный предмет нашего изучения и восхищения».

Пьесы Кальдерона

Свою первую комедию Кальдерон написал, когда ему исполнилось всего 13 лет.

Пьесы Кальдерона были в основном предназначены для придворной сцены. По приказу его покровителя короля Филипп па IV в мадридском парке бует Ретиро было возведено помещение для театра. Специально разработанные технические устройства позволяли использовать подвижные декорации, а также разнообразные световые и музыкальные эффекты. Часто театральные представления превращались в грандиозные зрелища. В плавучем театре неподалеку от Мадрида летом 1639 была поставлена пьеса-фантазия Кальдерона «Фаэтон – сын солнца». Сцену, смонтированную посреди озера, освещали тысячи свечей. Король и придворные наблюдали за театральным действием лодку, медленно плавали вокруг сцены.

Поскольку книгоиздатели спекулировали именем Кальдерона, нередко приписывая ему произведения, которых он не писал (как до этого они поступали с именем Лопе де Вега), в 1680 герцог Верагуа обратился к драматургу с просьбой заключить список своих произведений. Кальдерон признал своими 73 религиозные и 108 светских пьес. Позже ученые аргументировано доказали, что на самом деле Кальдерону принадлежат более 200 драматических произведений. Еще более фантастической является количество произведений известного испанского предшественника Кальдерона – знаменитого драматурга Лопе де Вега, которому его современники приписывали 1800 советских и 400 религиозных пьес, то есть более двух тысяч произведений. Из них сохранилось лишь около 500, но даже эта цифра остается и по сей день абсолютным рекордом и не превзойдена ни одним драматургом мира.

Итог жизни и творчества Кальдерона

Представители религиозного лагеря утверждали, что кальдеронивський театр – это школа злости, зеркало разврата и академия бесстыдства. Немецкие романтики, наоборот, называли его недосягаемым образцом верности христианским идеалам, человеческой долга, чести и совести, где, по словам Августа Шлегеля,

«Даже в безобразном мы видим тень великой идеи»









Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *