«Величайшее творение поэтического духа»

Трагедия «Фауст» 

Вершинным взлетом писательских поисков Гете стала философская трагедия «Фауст», над которой он работал большую часть своей жизни и которая стала своеобразным итогом его мучительных раздумий над проблемами смысла человеческой жизни, его нравственных ценностей и духовных запросов. Гетевский «Фауст» – это и своеобразный итог идейных поисков всей эпохи Просвещения, и в то же время один из наивыс-датниших произведений мировой литературы, который, по словам Александра Пушкина, «есть величайшим творением поэтического духа, представителем новейшей поэзии, как” Илиада “является пам “достопримечательностью классической древности».

Замысел трагедии «Фауст»

Трагедия Фауст - вершина творчества Гете
Образ Фауста, подобно образов Прометея, Дон Жуана, Дон Кихота, Гамлета, относится к так называемым «вечных» образов человечества, то есть таких образов, которые наиболее отчетливо и ярко концентрируют в себе сущность определенных сторон человеческой природы, воплощают определенный тип человеческого поведения. Образ Фауста символизирует прежде непреодолимую жажду человека к познанию, к постижению тайн природы и вселенной, к осознанию смысла собственного существования и места человека в общей картине мироздания. В то же время образ Фауста имеет и историческую основу. Настоящий Фауст, имя которого – Иоганн Георг, родился в конце XV в. в одном из провинциальных немецких городков. Учился в университете, был знаком с выдающимся немецким гуманистом Ульрихом фон Гуттеном, некоторое время учительствовал, а затем путешествовал Германией, получив славу врача, алхимика, астролога. Удивительные знания и умения Фауста вызвали слухи о его связи с дьяволом, а его трагическая смерть (он погиб около 1540 от взрыва во время своих ночных занятий алхимией) породила легенду о том, что дьявол якобы задушил Фауста и забрал его душу, которая, согласно договору, была платой за полученные от дьявола знания.

Легенда о Фаусте

В Германии легенда о Фаусте была очень популярной, ее первый литературный запись сделал известный книготорговец Иоганн Шпис, выдав в 1578 во Франкфурте-на-Майне так называемую народную книгу о Фаусте – «Историю о докторе Фаусте, знаменитом чародея и чернокнижника». Первую драматургическую обработку легенды о Фаусте совершил знаменитый современник Шекспира, английский драматург Кристофер Марло, создав трагедию «Трагическая история доктора Фауста» (издан в 1604 гг.). Наряду с другими литературными обработками фаустовский сюжет получил чрезвычайную популярность и в народном театре, особенно в кукольных спектаклях, зрителем которых в детстве был и Гете. Так состоялось первое знакомство писателя с Фаустом.

«Фауст» главная поэтическая книга Гете

Трагедия Фауст - вершина творчества Гете
Первый замысел произведения о знаменитом чернокнижника возник у Гете еще в юношеские годы. Работу над первым вариантом произведения под названием «Прафауст» не выполнена. Второй вариант, опять же незаконченный, напечатано В 1790 гг. – «Фауст. Фрагмент ». И только за два следующих этапа работы над произведением Гете завершает замысел, который вылился в величественную философскую трагедию «Фауст» (1797 гг. – Начало работы над первой частью «Фауста», 1808 гг. – Напечатана первая часть «Фауста», 1825 – работа над второй частью «Фауста», 1832 гг. – напечатано вторую часть «Фауста»).

Особенности проблематики и жанра трагедии «Фауст»

Обратившись в своей трагедии к народной легенды о Фаусте, Гете существенно переработал и дополнил ее ключевые сюжетные эпизоды и образы. В частности, он ввел в сюжет своего произведения фигура Маргариты и историю ее трагической любви к Фаусту. Сюжет наполняется сложной философской проблематикой, в которой находят свой отзыв основные идеи Просвещения, а главный герой, Фауст, с алхимика и чародея народных легенд, который продал душу дьяволу, превращается в любознательного ученого-экспериментатора, смело восстает против инертного схоластического мышления средневековой эпохи и, подобно титанов Возрождения, стремится не только понять мнением сложные законы мироздания, но и подчинить их практическим потребностям общественного развития человечества.

Круг проблем «Фауста»

Круг проблем, которые поднимает в своем произведении Гете, очень широк. Это и вечные философские вопросы жизни и смерти, знания и морали, общественного и духовного предназначения человека, и размышления над тайнами вселенной и возможностью их познания, о смысле бытия и силой ума человека.
Трагедия Фауст - вершина творчества Гете
Несмотря на почти 60-летний отрезок времени, в течение которого писалась трагедия, ее проблематика весьма существенно менялась под влиянием эволюции взглядов ее автора. Если в первой части «Фауста» ярко проявили себя «штюрмерськи» просветительские предпочтения (например, популярный среди Штюрмер сюжет о привлеченный и заброшенную девушку), то во второй части отчетливо проявляются поэтика и эстетика классицизма (широкое обращение к мотивам и образам античной мифологии), а в заключительной сцене «Фауста» Гете отдает дань новому, романтическом мировоззрения (образ мистического хора, который открывает Фаусту католические небеса).

В соответствии с характером проблематики, сам Гете определил жанр своего произведения – философская трагедия. От жанра классической трагедии гетевский «Фауст» отличается, во-первых, тем, что это произведение в целом не рассчитан на сценическое воплощение, и, во-вторых, тем, что, помимо собственно драматических признаков, имеет многочисленные признаки эпоса и лирики, которые превращают «Фауста» в подобие драматической поэмы. Как и поэма, «Фауст» построен в виде детализированной рассказы об обстоятельствах конфликта героя с социальной средой. Но если в поэме историю героя рассказывает автор, то в Гёте, согласно законам драматического жанра, она подается в диалогах персонажей и внимание акцентируется не в их действиях, а на противоречиях их характеров.









Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *