Сюжет и композиция «Фауста»

 «Фауст» имеет сложную построение. Композиционно произведение делится на две большие по объему части (первая – 25 сцен, вторая – 5 действий). События первой части произведения происходят в средневековой Германии, а во второй части временные и пространственные границы сюжета расширяются и развиваются параллельно в средневековье и античности, между которыми свободно передвигаются главные герои произведения. Сквозным мотивом, сочетающий в композиционную целостность все отдельные сцены произведения, является мотив странствий Фауста, сопровождаемого Мефистофелем.

Сюжетные и композиционные особенности построения «Фауста»

Сюжетные и композиционные особенности построения «Фауста»

Яркая особенность композиционного построения «Фауста» – его вступительная часть, которая состоит из трех отдельных сцен, является завязкой последующих сюжетных линий произведения. Введение. Первая сцена вступления называется «Посвящение» и содержит лирическое обращение к друзьям молодости, с которыми Гете был связан, когда начинал писать «Фауста», и каким он благодарит за поддержку. Вторая сцена – «Пролог в театре» – передает разговор директора театра. Поэта и комедийный актер, которые выражают различные взгляды на назначение искусства. их диспут характеризует эстетические принципы Гете, но еще не имеет прямой связи с содержанием «Фауста». Его сюжетная завязка происходит в третьей сцене – «Пролог на небе», где между Господом и дьяволом по имени Мефисто-Фель возникает спор относительно ценностей, которые определяют человеческое существо, смысл человеческой жизни, содержание духовных стремлений человека. 

Сюжетные перипетии трагедии Фауст

Если Господь видит в человеке «божественное создание», которое стремится путем обуздания животных инстинктов своего естества познать мир, его высшие, духовные ценности, то Мефистофель, наоборот, относится к человеку пренебрежительно и считает движущей силой ее поступков и деяний низкие животные инстинкты, которые обнаруживают себя в пренебрежении духовными и нравственными ценностями в угоду плотским утехам и наслаждениям. Мефистофель предлагает Богу паре: он докажет ничтожность человеческой природы и, как вознаграждение, получит душу соблазненной греховными деяниями человека. Объектом этого морального эксперимента выбрана врача и ученого Фауста, в моральной твердости которого и интеллектуальной способности противостоять потенциальным соблазнам дьявола Господь вполне уверен.

Пари между Господом и Мефистофелем становится сюжетной завязкой произведения и мотивирует дальнейшее развитие событий, подтвердить или опровергнуть мнение дьявола о ничтожности человеческой природы.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *