Красота не спасет мир




Небольшая статья-размышление на тему красоты и моральности в романе Оскара Уайльда. Я попытался посмотреть на проблему сквозь призму известной фразы “Красота спасет мир”.

Художник, который поклоняется Красоте, перестает быть просто художником. Он становится философом. Причем искусство становится искусством, а философия – Красотой.
Идеальным образцом такой метаморфозы является роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» .Автор своим произведением пытается доказать, что это – лишь роман (способ художественного мышления), и не более, а сам он – просто художник, «остается верен себе», а «Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь»

Красота не спасет мир

Не каждый хлеб стоит того, чтобы его съесть. Не каждая книга стоит того. Чтобы ее прочитать.
Но “нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги написаны хорошо или написанные плохо”. Есть просто хорошие писатели и писатели плохие. «Но избран – тот, кто в прекрасном видит лишь одну: Красоту»

Проблема жизни как совокупного проявления бытия – это привилегированная тема именно философов, а не художников.
Искусство же начинается с личности, а жизнь – с Желание Быть.

О. Уайльд, – бесспорно, личность, поэтому общепризнанно считается «волком» литературной стихии. Несмотря на это, человек мыслящий не будет воспринимать «Портрет Дориана Грея» только как художественную книгу. Множество парадоксальных мыслей, которыми насыщен весь роман, отнюдь не могут возникнуть в сознании художника, даже гениального, потому затрагивают вечные вопросы философии. И хотя О. Уайльд провозглашает, что художник – не моралист, вопросы нравственности слишком откровенно предстает перед читателем мыслящим.

Нравственность, как известно, – это основа жизни. Категория «жизнь» изучается философией.

Итак, несмотря на все имеющиеся признаки литературного произведения, мы вынуждены задуматься, действительно ли это – просто замечательный роман, или, возможно, философский трактат о душе человека и влияние на жизнь на ней. Наконец, к этому побуждает еще то, что автор все парадоксальные мысли, высказанные одним из лирических героев, называет «теориями», что свойственно лишь философским трудам.
А еще – глобальность морально-психологических проблем произведения, которые бы достаточно конкретизированы; и она, глобальность, приводит к абстракции.

Суть Дориана Грея – красота, которая не спасла мир

Ведь трагедия Дориана – это не только трагедия одного человека, а каждый из нас: имея много, мы теряем еще больше – душу.
Чтобы этого не произошло, следует «говорить аморальные вещи, но ничего аморального не6 делать».
И, наконец, последнее положение «Предисловия» «Всякое искусство абсолютное бесполезное»  окончательно заставляет сомневаться в определении сущности этого произведения.

Очередная статья-размышление на тему романа Портрет Дориана Грея подошла к концу. Сегодня я попытался рассмотреть суть романа Оскара Уайльда сквозь призму известной фразы Красота спасет мир.









Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *