Красота и моральность в романе Оскара Уайльда




Почему О. Уайльд завершает начало романа этим парадоксом? Случайностей, как известно, не бывает. Так не хотел автор сказать: «Искусство – это еще не все. Здесь скрыта философская истина. Просто ее следует отыскать в том, что на поверхности »?
Искусство – это тоже истина. Просто не каждому художнику дано это понять. Действительно «Красота – разновидность гения, она еще выше, чем Гений, потому что не требует понимания»? На это, как и на предыдущие вопросы, нужно найти самую убедительную ответ.

Давно известна истина о том, что «следует воспринимать вещи такими, как они есть» откровенно зазвучала у Ж.-П. Сартра и довольно часто применялась смелым из нас практически ко всем вещам.

Красота и моральность в романе Оскара Уайльда

И если бы книги в лучшем смысле этого слова можно было бы назвать вещами в буквальном смысле, то мы бы и воспринимали их таким, как они есть.

Однако, книга – это материальное воплощение идеи. Идею же нельзя воспринимать лишь «в анфас», на нее следует взглянуть еще и «в профиль», только хотя бы потому, что, по выражению О. Уайльда, «идея, пожалуй, имеет тем большую самостоятельную ценность, чем менее верит в нее тот, от кого она происходит … ». Поэтому то и книгу никак нельзя воспринимать однобоко.

Следует пытаться проанализировать ее с собственной позиции и с позиции автора, особенно если речь идет о художественном произведении. Ведь часто бывает так, что художник в своем произведении использует не только законы Искусства, но и стремится к Красоте.

И если читателю удается почувствовать это, то его можно считать читателем мыслящим, а книгу – многогранным вместилищем творчески-философской теории. Так Идея перестает быть только Идеей и превращается в теорию.

Теории, как это часто бывает, случаются невероятные, и, чтобы доказать их прав, нередко приходится проверять их самой жизнью.

Именно так и сделал О. Уайльд: все свои, казалось бы, самые безумные теории он воплотил в жизнь – частично в свое, частично – в Дорианове. И, несмотря на то, что неоднократно теории-поступки переступали за пределы нравственности, за Уайльдом и его Дорианом утвердилась репутация крупных оригиналов.

«Cвойство оригинальных людей – нарушать приличия»

Д. Мережковский

Да и что такое приличия? Вымышленные человечеством так называемые правила чести, законы порядочности, аксиомы девственности, веление совести, чтобы скрыть уродство собственной жизни, заклейменного грязью и бесчестием. Люди – слишком робкие создания, чтобы быть откровенными в своих пороках.

Поэтому «… быть естественным – … ненавистным позиция», для каждого, кто еще не научился занимать эту позицию.









Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *