Эпоха Барокко




Определение барокко как литературного направления.

Существует красота, основанная на неполном восприятии, на таинственности. Она никогда полностью не раскрывает своего лица, она всегда загадочная и ежесекундно приобретает другой вид. 

Барокко как первое общеевропейское художественное направление.

XVII век стал чрезвычайно важной вехой в культурно-историческом развитии человечества. С одной стороны, его можно считать своеобразным итогом предыдущей крупной исторической эпохи – Возрождения, а с другой – периодом, когда вырисовывались новые, созвучные тогдашним историческим условиям пути и перспективы развития человеческого общества, формировались те социально-экономические, политические, культурные традиции и морально этические ценности, которые заложили основы новой европейской цивилизации. Вспомним основные черты эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это начало XIV – конец XVI в.

Название происходит от общей тенденции художников этой эпохи к возрождению основ той светской гуманистической культуры, которая была создана в эпоху античности. Художники эпохи Возрождения выдвинули новую, гуманистическую (от лат. Humanus – человечный) систему мировоззрения. ее центром был провозглашен человека, в которой видели наивысшую ценность и главный смысл бытия. В противовес художникам средневековья, гуманисты реабилитировали материально-чувственную, физическую природу человека и соответственно пропагандировали ее как предмет художественного изображения. В эпоху Возрождения началось интенсивное развитие гуманистического образования и книгопечатания, зародились книжная культура и традиции индивидуального чтения.

Кризис ренессансного мировоззрения или начало барокко.

С конца XVI в. идеологию Возрождения начинает охватывать глубокий кризис, она прежде породила кризис веры в человека в его возможности построить жизнь на началах справедливости и разума.

Европу раздирали захватнические и религиозные войны и революции, из которых наиболее кровавыми были Тридцатилетняя война (1618-1648) и Английская революция 1648 При этом происходил процесс укрепления европейских монархий и абсолютизации королевской власти, еще больше углублял кризис гуманизма. Усилился и процесс возрождения авторитета и власти католической церкви, который получил название контрреформации, то есть веха мировоззренческого противовеса предыдущему строю; возрождение реформационных протестантских движений. Контрреформация знаменовала собой частичный возврат к временам средневековья, в частности к его идеологии и мировоззренческой системы с культом Бога, а не человека.

Новая картина мира во главе с барокко

Именно в XVII в. начинается Новое время: происходит становление новой картины мира, которая будет определять развитие человечества практически до конца XIX в. Именно в Новое время окончательно формируется историко-культурное понятие «Европа». Именно в XVII в. зарождается такой важный феномен, как общественное мнение – особое идейно-психологическое явление, возможно только в гражданском обществе, осознает как свою связь с государством, так и относительную независимость от нее.

В конце XVII в. в Западной Европе появляются первые профессиональные писатели.Атмосфера публичного обсуждения проблем общественной жизни и литературы способствует расцвету публицистики и периодических изданий. XVII в. характеризуется также и как век науки. Возникает новая, более привычная для современного человека классификация отраслей науки и их новая иерархия. Все это и определило главный вектор развития человеческой мысли XVII и последующих веков развития человеческой цивилизации. Литературная эпоха датируется примерно с 90-х годов XVI в. до 80-90-х годов XVII в.

Главными литературными направлениями XVII в. стали барокко и классицизм, которые, каждый по-своему, отразили господствующие тенденции мироощущение человека той эпохи. Художники барокко изображали человека, полностью возлагалась на иррациональные силы, заранее определенную долю, душу которой, в результате потери гармонии с миром, разрывали трагические противоречия бытия, неуверенность и постоянные сомнения. Напротив, в произведениях представителей классицизма мироощущение человека становится более определенным, целенаправленным, полным веры в способность человеческого разума преодолеть сложные препятствия судьбы, постичь тайны природы и проблемы общества, улучшить человеческое естество и окружающий мир.

Барокко – это название первого общеевропейского направления, которое пришло на смену художественному стилю, произведенном в эпоху Возрождения.

Происхождение термина барокко выводят от португальского perola barroca (жемчужина неправильной формы) и латинского слова barroco (странный, причудливый), которым обозначали один из силлогизмов (логических суждений) в средневековой философии и который отличался своей сложностью и странностью.

Значение термина барокко бы отражает различные аспекты этого художественного направления: с одной стороны, изысканный, артистичный и аристократический элемент, страсть к экзотическому, красочного стиля и, с другой, связь со старым религиозным мировоззрением. И это действительно так, поскольку барокко удивительно соединило в себе аскетизм средневекового мышления с изящной роскошью поэтической фантазии.

Как и предыдущее идейно-художественное движение, известное под названием Возрождение, барокко охватило все сферы духовной, в том числе и художественной, деятельности человека, ярко проявив себя в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и литературе.

Исторические и идеологические предпосылки возникновения барокко связывают чаще с кризисом эпохи Возрождения.

Идеологические предпосылки барокко

 Идеологической и художественной предпосылкой барокко была контрреформация, а барокко – ее эстетическим выражением. В 1540 римский папа основал орден иезуитов, основными и наиболее активными пропагандистами барокко в искусстве. В течение XVI-XVII вв. иезуитский орден распространяется по всем странам католической Европы и вместе с ним распространяется барокко. Но при этом полного возврата к средневековью, как того хотела католическая церковь, все же не произошло.

Как следствие – барокко стало своеобразным синтезом культур средневековья и античности.Поэтому для художников барокко характерно примирения противоречий: земного и небесного, духовного и светского, античности и христианства. Барокко пыталось совместить чувственность и аскетизм, отвлеченность идеи с конкретностью и даже натуралистичностью изображения, фантастичность, мистику и правдоподобие. 

Тематика и художественные черты барокко

 Самыми яркими были признаки барокко в тематике произведений. Для барокко характерны иносказание, мистицизм, интерес к трагическим противоречивым бытиям: жизни и смерти, бренного и вечного, вообще сочетание несочетаемого – смешного с печальным, трагического с комическим, высокого с низким («радостный грустный», «богатый нищий», «немой говорящий», и т.п.). Остроумие, парадоксальность, контрастность – это те черты произведения, наиболее ценили художники барокко.

Любимые темы художников барокко – иллюзорность и мимолетность человеческой жизни, метафорически осмысливаемой в образах жизни как сна, жизни как театра или лабиринта;трагическая неустроенность мира; роковая подчиненность человеческой судьбы божественной воле; греховность человеческой природы.

Распространенными мотивами поэзии барокко становятся разнообразные природные катаклизмы (бури, наводнения, землетрясения) и социальные потрясения (войны, восстания, народные волнения), трагические противоречия в душе человека как отражение противоречий между небесным и земным, рациональным и иррациональным, страстью и моральным долгом , мотивы отчаяния, уныния и обреченности.

В произведениях барокко чаще доминирует мрачный, пессимистический пафос.Напряженная эмоциональная атмосфера произведений барокко рассчитана на то, чтобы максимально поразить, взволновать читателя.

Художественные приемы барокко

Художественные приемы барокко – это чрезмерная метафоричность, изысканность, усложненность языка, разнообразные стилистические эксперименты с формой художественного произведения, элементы фантастики, использование различных эмблем, аллегорий и символов, через которые художники барокко пытались осмыслить сокровенный смысл обыденных вещей (например, человеческая жизнь ассоциировалось с «бешеным зверем», преследующим собственную тень, или с розой, быстро теряющей свои лепестки, оставляя взамен сухой стебель и острые шипы, и др.). В основу сюжета барочного произведения, как правило, положена история духовного испытания человека.

Жанры барокко

Наиболее распространенными жанрами барокко были пасторальная поэзия и драма, пасторальный роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия, философская драма. По тематике барокко иногда делят на высокое, что отражало идеологию и эстетические вкусы аристократии, и низкое, которое отражало проблематику жизни демократических слоев общества.

Интересные факты о барокко

  1. Термин «барокко» впервые был применен для характеристики стиля архитектурных сооружений. Впоследствии его стали использовать для обозначения других художественных явлений: в XVIII в. – До музыкальных произведений, в XIX в. – К скульптуре и живописи.
  2. В конце XIX в. начинают говорить о барокко в литературе. Первый термин «барокко» в 1878 использовался для характеристики литературных явлений Фридрихом Ницше.
  3. В широкий литературный оборот термин вошел после появления в 1888 книги швейцарского филолога Генриха Вельфлина «Ренессанс и барокко».
  4. В начале XX в. велись дискуссии о барокко в восточнославянских литературах. После оживленной дискуссии на страницах нашей периодики сформировалось мнение о том, что барокко является ярким проявлением стиля в искусстве.
  5. Традиции барокко нашли свое дальнейшее развитие в литературе XIX-XX вв.
  6. Родственные барокко литературные явления этой эпохи принято обозначать термином необарокко.
  7. Своеобразной визитной карточкой барокко стали разнообразные эксперименты с формой стиха. Распространены были такие формы, как акростих и мезостих (в первом начальные буквы каждой строки образовывали имя автора, во втором – нужные слова состояли из букв, которые были в центре стихотворения), каббалистические стихи (числовое значение букв славянской азбуки давало возможность подсчитать год написания произведения), фигурные стихи (печатались в форме креста, яйца, рюмки и т.д.).

Итоги статьи или главные аргументы в пользу барокко

Существует красота вполне ясная, вполне приемлемой формы и рядом с ней красота, основанная как раз на неполном восприятии, на таинственности, которая никогда полностью не раскрывает своего лица, на загадочности, которая ежесекундно приобретает другой вид (Генрих Вельфлин об отличиях искусства Ренессанса и барокко). 

Барокко было попыткой нового синтеза представлений о мире и человеке, углубленных и осложненных кризисом Ренессанса.









Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *